09.11.2023г. в Центре молодежных инициатив для педагогов региона провел семинар сотрудник «Центра защиты от стресса» кризисный психолог, ветеран боевых действий Алексей Валерьевич Захаров. Алексей Валерьевич коснулся вопросов девиантного поведения среди детей, их причин и путей разрешения. Одной из главных тем выступления было развитие волевого механизма у детей и подростков. Важно то, что волевой механизм не передается по наследству, его можно только воспитать. Безволие же порождает агрессию. Насилие не носит волевой характер-это автоматический сброс отрицательной энергии, давно известно, что насильники- слабые, безвольные люди. Последствия кризиса 90-х, который отразился не только на социально-экономическом состоянии России, но и оставил свой отпечаток на системе образования, мы наблюдаем сейчас в молодежной среде. Агрессивный фактор присутствует у любого человека, он лежит в основе гомеостаза. Важно, обучать ребенка с ранних лет преодолевать его. Для воспитания волевых качеств необходима система взаимодействия человека с обществом. Существует два пути ее развития-это интеграция и исключительность. Путь — интеграции- это верный путь. В 20-х г. прошлого столетия существовала такая модель образования, которая воспитывала с ранних лет настоящего члена общества, героя своего времени. Эта технология собственно и помогла советским людям одержать победу в ВОВ. У ребенка перед глазами был пример героя и каждый стремился соответствовать его образу. Система образования была нацелена воспитать в детях ответственность:
1.Внутреннюю (перед самим собой).
2.Перед теми, кто был до них (героическими предками).
3. Перед теми, кто будет после.
Такая система формирует волевую сферу! Основной фактор реализации волевого механизма закладывается в семье. Семья на примере заботы о родных и близких формирует у ребенка фактор самоопределения. В такой семье ребенок видит, что на первом месте стоит забота о ближнем и только потом о себе. Чтобы помочь детям сбросить отрицательную энергию, нужно направить ее в мирное русло-посещение кружков, секции, всевозможные увлечения, хобби дадут нужный результат. Ребенок должен видеть традиционные отношения в семье, в которой бабушка и дедушка являются примером и объектом заботы и опеки. Алексей Валерьевич рекомендовал для прочтения малышам русские народные сказки А.Н.Афанасьева, В.Одоевского, С.Т.Аксакова, на примерах героев произведений дети учатся отличать добро и зло, у ребенка формируется система отношений. Нельзя ребенку просто сказать: не делай то или другое, ведь частица «не» не закрепляется сознанием, обязательно нужен образец поведения и отношений в обществе. Педагоги не должны быть безучастны к процессу интеграции и воспитания в детях волевых качеств. На примере взаимопомощи в группе детского сада, классе у детей приходит понимание того, что чтобы получать от среды, нужно в нее вложить!
Ключевым определением общества, воспитанного на таких принципах становится общинность (плечом к плечу) и соборность (одна цель), такое воспитание формирует фактор самоопределения в преодолении себя.
Таким образом, эмоциональное предвосхищение действия становится основой самоконтроля поведения.